marina_pavlova (marina_pavlova) wrote,
marina_pavlova
marina_pavlova

Categories:

Миланский собор: готика в белом исполнении - 20.08.2008

Миланский собор... Вот казалось бы, сколько раз его уже видела на фотографиях в путеводителях, журналах и ЖЖ. И всё равно увидеть своими глазами - это совсем другое. В отличие от многих других известнейших соборов Европы, Миланский собор запоминается в первую очередь своим фасадом. Нежный, бело-молочно-розовый цвет - такой я, пожалуй что, кроме как в Италии, нигде не видела. На ум приходят лишь собор во Флоренции и недостроенный собор в Болонье. На это ряд аналогий заканчивается. Меж тем, это готика. Но вот только у меня никак не получается сравнить эту готику с соборами, скажем, в Кёльне или Вене.



Миланский собор строили целых 6 столетий. Строительство начали в далёком 1386 году, а официальной датой окончания всех-всех работ принято считать аж 1965 год, т.е. менее полувека назад. У меня, на самом деле, голова начинает идти кругом, когда я представляю, сколько поколений людей сменилось, пока этот собор строили. И сколько людей видело недостроенный собор, зная, что им не суждено увидеть окончание его строительства.



Так уж получилось, что Миланский собор занимает сразу два почётных вторых места. По вместимости Миланский собор считается вторым самым большим собором в Италии после собора Святого Петра в Риме (который, вообще-то находится в Ватикане, поэтому на территории самой Италии Миланский Дуомо вообще можно считать самым большим собором). А по вместимости среди готических соборов мира Миланский собор уступает только Севильскому собору, перестроенному из мечети.



Первое желание, которое возникает при виде Миланского собора, - это отойти чуть-чуть подальше, чтобы увидеть его целиком и заценить масштаб. В лучших традициях классика: "лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии". Когда восторг от самых первых впечатлений чуть-чуть стихает, вспоминается, что самое интересное в готических соборах - это всё-таки бесконечные детали. У меня уже появился свой традиционный подход к осмотру соборов: сначала восхищаешься общим видом с главного фасада, потом делаешь первый круг и смотришь на собор с одного боку, с другого, снизу вверх и т.п., и только потом, на втором-третьем круге, начинаешь внимательно рассматривать детали. Иногда самое интересное удаётся увидеть только в бинокль или зум фотоаппарата.

Вид сбоку:



Главный фасад вид вверх:



Кусочек собора сзади:



Совсем недавно писала, что ужасно хочу двери от Кёльнского собора себе домой. Ну вот я тут подумала и решила, что от дверей а-ля Миланский Дуомо тоже, пожалуй что, не отказалась бы. :)



На самом деле удивительно, сколько всяких бесконечных деталек, сколько историй рассказано на нескольких квадратных метрах этих дверей. И, в общем-то, крайне интересно было бы узнать, сколько времени ушло у мастеров на изготовление одних только дверей для собора:





Среди деталей собора традиционно встречается довольно много разных библейских и исторических лиц. Чтобы не заваливать вас огромным количеством самых разных деталек собора (коих у меня, как вы можете догадаться, много), решила выбрать из них парочку самых-самых понравившихся. По-моему, они неплохо передают особенность собора, намного лучше, чем стандартные общие виды. На деталях видны действующие лица средневековья, так сказать. Говорят, многие из лиц, запечатлённых на соборе, - это спонсоры, пожертвовавшие деньги на его строительство. И пусть подскажет вам ваша фантазия на тему, кто в средние века мог быть богат:









Ещё раз вид сбоку:



Отдельное развлечение - это залезть на крышу Миланского собора и с разных уровней посмотреть на многочисленные шпили. Сама конструкция дуомо принципиально другая, ничем не похожая на уже упоминаемые мною другие готические соборы: в Кёльне, Вене, Аахене или Толедо.



Поднимаясь смотрим на детальки:



Ещё раз шпили:



Фигурка на одном из шпилей:



Эталон женской красоты в средневековье:



Какая-то нечесть, которая должна была отпугивать злых духов от собора. Судя по бесконечному количеству иголок у неё на спине, сейчас она отпугивает исключительно голубей:



Ещё много фигурок на шпилях. Слышала, что на одном из шпилей должна стоять фигурка Наполеона, который внёс огромный вклад в строительство Миланского собора и одним рывком практически довёл это строительство до конца. Но Наполеона я, увы, так и не нашла. Слишком много шпилей.





Собственно, сама крыша собора, самый высокий ярус, на который можно подняться:



Я на крыше собора и какая-то группа туристов, растущая у меня из головы:



Вид с крыши Дуомо на площадь перед Дуомо и бесконечные миланские крыши:



Чуть в сторону, знаменитая миланская галерея/пассаж имени Виктора Эммануила II:



Вот здесь очень хорошо видны масштабы этой галереи - это такая длинная тёмная колбаса с тёмным куполом в самой середине. Сразу по другую сторону от галереи, чуть левее выхода должна быть знаменитая опера Ла Скала, но как-то здесь она не очень просматривается.



Вид на крыши миланских домов через шпили собора:





Ещё пара любимых мною деталек. Вот ведь работало воображение у архитекторов!





Самый верх собора, на верху стоит позолоченная статуя Мадонны, которой, собственно, и посвящён собор. Нашла у себя назумленную фотографию этой позолоченной статуи и поняла, что прикреплённый к ней громоотвод и масса фонариков и лампочек, расположенных вокруг, её не украшают. Решила назумленную фотографию не выкладывать. Издалека смотрится лучше. :)





Спустимся же наконец с крыши и зайдём внутрь...

А вот внутри меня, товарищи, собор не впечатлил. Если снаружи действительно хочется говорить много междометий в духе "ах, ох, вах и wow", то внутри хочется вздохнуть и сказать: "Красиво, но ни разу не Кёльнский собор", ровно как и не соборы в Риме, Париже, Севилье и Толедо. После столь красивой формы, содержание несколько разочаровывает. Т.е. не то, чтобы там плохо и некрасиво, нет, но после всего, что видишь снаружи, внутри ожидаешь намного большего. Но это моё мнение, и в моём личном списке самых шикарных соборов Европы Миланский дуомо из-за этого всё-таки проиграл некоторым другим.







Ещё немного картинок со "свежего воздуха". Здесь мне всё-таки собор нравится намного больше:







Ну и, собственно, площадь перед собором. Та самая, которую было видно с крыши. С одной стороны:



И с другой стороны:



Памятник Виктору Эммануилу, стоящий в центре площади:



Лев, лежащий у ног Виктора Эммануила, в окружении многочисленных голубей. Куда ж им, бедным птичкам, ещё деваться, если весь собор утыкали иголками, чтобы они там нигде не садились...



Памятник Виктору Эммануилу с одноимённой галереей на заднем фоне:



Ну и традиционная фотография в духе "я и пальма": я, Дуомо, лев и мусорный бак.



Про сам Милан в следующий раз. :)
Tags: Италия, Милан, путешествия, соборы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →